Кандидат от оппозиции Александр Милинкевич, состязавшийся на президентских выборах в Белоруссии 2006 года с Александром Лукашенко, 9 мая встречался с Николя Саркози для обсуждения санкций по отношению к его стране
- Белорусский режим подает противоречивые сигналы. С одной стороны, усиление репрессий, с другой - переговоры с Европейским союзом...
- Власть хочет сотрудничать с западными странами, потому что экономика испытывает большие трудности. Нам не удается продать то, что производится, даже в Россию. Евросоюз поставил условия диалога: освобождение политзаключенных, свободные выборы и СМИ, и пр. Диктаторская власть вступает на этот путь, но она хочет сохранить лицо и боится улицы. Отсюда - аресты манифестантов в Минске 25 марта и журналистов, связанных с иностранными СМИ. Это была демонстрация силы и реакция на американские санкции по отношению к нефтяной компании "Белнефтехим". Если бы у США и ЕС была единая позиция в этом вопросе, это могло бы привести к краху нашей экономики. Половина нашего экспорта связана с нефтяным сектором.
- Удивительно, что вы критикуете суровость санкций!
- Мы не Северная Корея и не СССР. Мне на ум приходит, в первую очередь, Польша в начале движения "Солидарность": студентов выгоняют из вузов, людей увольняют за участие в демонстрациях, арестовывают тысячи человек и т.д. Речь идет не просто о борьбе с диктатурой. Белоруссия - единственная из бывших советских республик, не уверенная в своей независимости. Крушение режима приведет к экономической катастрофе, которая может повлечь за собой аннексию страны Россией. Поэтому я поддерживаю попытки диалога с ЕС на базе поставленных условий.
- Что вы думаете о разногласиях между членами ЕС?
- Некоторые страны говорят, что в белорусской оппозиции нет единства, что у диссидентов, которых немало, нет шанса на успех. Эти страны хотят вести диалог с режимом в надежде, что он смягчится. Однако наша оппозиция гораздо крепче российской! Она регулярно собирает от 3 до 10 тысяч человек. Надо поддержать наши СМИ и гражданское общество, пусть даже наши НПО не зарегистрированы официально, что затрудняет их финансирование.
- Что вы можете сказать об отношениях вашей страны с Россией?
- Москва упрекает Лукашенко в том, что он обещал создать союз двух стран и не сделал этого. Он придерживается этой риторики, чтобы обеспечить себе газ и нефть по низким ценам. Однако Россия хочет вступить в ВТО, что приведет к введению мировых цен. Белоруссия к этому не готова. Ей нужно проводить реформы, инвестировать, отсюда необходимость диалога с ЕС. Долг Белоруссии перед Россией огромен, примерно 10-12 млрд долларов. К тому же строительство подводного газопровода "Северный поток", связывающего Россию и Германию, позволит России прекращать поставки в Белоруссию, не вредя ЕС. Либо в течение ближайших двух-трех лет мы проведем настоящие экономические реформы, либо попадем в ловушку, которая поставит под угрозу нашу независимость, что недопустимо для значительной части молодежи. Я верю, что наша независимость сможет сыграть решающую роль в ликвидации имперских амбиций России.
|